В серии про бронетанковых вивисекторов, и их бесчеловечные эксперименты над всевозможной гусеничной техникой мы уже полюбовались жертвами очумелых ручек немцев, англичан, итальянцев, французов и даже японцев. Из действительно танкостроительных держав того времени остались только США и СССР. Но эти две страны мы оставим "на потом". А сейчас попробуем посмотреть на достижения остальных европейских танковредителей. На отдельную тему ни одна из стран не тянет - так что соберем всех вместе.
Финляндия.
После фрицев горячие финские парни вторые по количеству и качеству издевательств над советской бронетехникой.
В 1939-44 годах финнам досталось довольно большое количество советских танков Т-37 и Т-38. Довольно быстро (йа-йа быстро два года всего) жители Суоми поняли, что боевая ценность этих бронетачанок равна нулю. Но просто порезать их на металл не позволяла врожденная скаредность и прижимистость. Потому сии танчеги были переделаны в ходовые макеты для обучения противотанкистов. На шасси Т-38 налепили из листов металла что-то напоминающее по силуэту либо Т-34, либо КВ-1. В финской армии они так и назывались Т-38-34 и Т-38-КВ. Что самое интересное, эти мутантики прослужили до 1961 года!
Вот эти бронеказявки:
Т-38-34

Т-38-КВ

Следующий девайс, плод противоестественного соития советского танка БТ-7 и английской 114-мм гаубицы QE Mk.II (114 Р18) обр. 1918 г. Причем на орудие пришлось еще и дульный тормоз замострячить. Всего таким макаром было переделано 18 машин, получивших у фиников название ВТ-42 (БТ-42). Эдакий мелкий КВ-2. На 1945 еще было на вооружении 10 самоходок данного типа. Остальные были потеряны в боях с советскими войсками в 1944 году в районе Выборга.
САУ БТ-42

Уничтоженная советскими войсками САУ БТ-42 район Выборга

Уничтоженная советскими войсками САУ БТ-42 в Выборге

Доставшаяся советским войскам в Выборге неповрежденная САУ БТ-42. Позднее эта машина испытывалась в Кубинке

Единственная уцелевшая САУ БТ-42, в экспозиции музея г. Парола

Гораздо менее известным оказался вариант переделки трофейных танков БТ-7 в бронетранспортеры. Такое решение было принято в марте 1943 года, когда устарелость остававшихся на вооружении финской армии быстроходных танков была очевидна. В мае того же года Генеральный штаб одобрил проект и последующую постройку 14 машин.
Первый прототип бронетранспортера, названного BT-43 (БТ-43), был готов к ноябрю 1943 года. С танка БТ-7 демонтировалась башня и вооружение, а на крыше корпуса монтировалась транспортная платформа с деревянным настилом. Были также установлены откидные борта для упрощения процесса загрузки и разгрузки машины. Ходовая часть и корпус изменений не претерпели. Сохранилась единственная фотография сего пипелаца

Еще у финнов было довольно много трофейных танков Т-26, которые также потеряли боевую ценность к середине ВМВ. Тогда финны влепили на один из танков такого типа 120-мм миномет Tampela 120 KRH 40, который в свою очередь являлся копией советского 120-мм миномета. Вот такой вот гибрид. Правда построили всего 1 штук, хотя изначально план был на 12 машин. Фото известно одно:
Генерал-майор финской армии Svanström, осматривает прототип тяжёлого самоходного миномёта. 25.07.44

Румыния
Доблестные румынские вояки в 1943 году решили: "а что мы лысые что ли?" у всех есть противотанковые САУ а у нас нет - обидно. И со всей энергией цыганской души взялись за постройку ПэТэхи, на базе своего танка R-2 ( в девичестве чешский LT vz.35). Соответствующий проект был представлен инженерами фирмы Leonida & Company из Бухареста в середине 1943 года. На шасси R-2 влепили рубку из 15-мм листов стали и советское орудие ЗИС-3. Эта бронебайда получила название Tun Anticar pe Afet Mobil R-2 (или сокращенно TACAM R-2). Выпущено около 20 штук. До наших дней сохранилось минимум два экземпляра.



В руки великих румынских военов попало в 1941-42 годах около 40 советских танков Т-60. В конце 1942 года их решено было переделать в противотанковые САУ. На корпус Т-60 поставили трофейное же советское орудие Ф-22, с П-образным щитом толщиной 15 мм. Таким образом в 1943 году было переделано 34 танка. ПТ САУ называлась Tun Anticar pe Afet Mobil T-60 (или сокращенно ТАСАМ Т-60)



Румынский "Хетцер" - Maresal
Прототип М-04 имел ходовую часть советского танка Т-60, двигло от французского Hotchkiss H-39, 75-мм противотанковую пушку Resita M1943 и корпус похожий на немецкую САУ "Хетцер". САУ вышла настолько удачной, что ей заинтересовались немцы вообще и пожиратель ковриков в частности. Гитлер даже дал распоряжение выделить немецких инженеров для доводки САУ. Прототип М-05 был странным симбиозом из элементов советского шасси, румынского корпуса, французского двигателя от танка Н-39, коробки передач и траков фирмы CKD, а также радиостанции Telefunken и немецкой оптики. Тем не менее конструкция была весьма удачной. Был выдан заказ на 1000 штук. Но тут завод нахрен разбомбили амеры с наглами. Потом Румыния сдалась и про САУ забыли.
В приемлемом качестве сохранилась 1 фотография прототипа М-05

Современные реконструкции внешнего облика разных прототипов САУ Maresal


Испания
Да, да испанцы ТОЖЕ строили танки!
Первенцем собственно испанского танкостроения было ВОТ ЭТО - легкий танк Trubia 75HP Serie A, очередная вариация на тему бессмертного "Рено" FT-17. Первый прототип танка Trubia был готов в 1926 году. После проведения испытаний на вооружение был принят улучшенный вариант, обозначавшийся как Modelo Trubia 75HP, tipo rapido, serie A, или более просто – Trubia A4 (так принято называть его в современных источниках). Вообще, он был получше "Рено", но темпы производства поражают: 1930 год - 1шт, 1931 - 1шт, 1934- еще 1. Таким образом вместе с прототипом выпущено аж 4 экземпляра.




В 1934 началось проектирование следующего легкого испанского танка известного сейчас как Trubia Naval. Выпускался он уже во время гражданской войны и состоял на вооружении республиканских сил. Выпущено от 12 до 24 штук. Причем известна машина аж под четырьмя названиями Trubia Modelo 1936, Landesa Modelo 1936 , или Trubia Naval или “Euzkadi”. Как минимум 9 машин захватили сторонники Франко. Испанские танкисты эти танки за небольшие размеры прозвали "игрушечные танки" ("tanques de juguete").




Уже во время войны военное руководство во главе с Ф.Франко одобрило планы постройки танков поддержки пехоты, оснащенных 20-мм пушкой, двигателем мощностью 100 л.с. и бронированием толщиной 30 мм. Одна из таких машин была построена в 1937 году и получила название C.C.I Tipo 1937 ("Carro de Combate de Infanteria" образца 1937 года). От итальянской танкетки L3 без изменений заимствовали ходовую часть, но доработали корпус. Модификация проводилась с целью установки одноместной башни с 20-мм пушкой Breda da 20/65 образца 1935 г., которая ранее устанавливалась на немецких танках Pz.I Ausf.A. В лобовой части корпуса оставили два 8-мм пулемета в установке от танкетки L3. "Бронирование" танка состояла из пластин хромо-никелевой стали, толщиной (предположительно) от 9 до 15 м. Вместо карбюраторного двигателя был установлен дизельный MAN мощностью 100 л.с. Построен 1 экземпляр.


В том же 1937 году был одобрен проект самоходной установки, разработанной на заводе SECN Sestao. В конструкции САУ предполагалось объединить более ранние наработки по легкому танка и советскую артсистему. На модернизированную ходовую часть танка C.C.I Tipo 1937 воткнули советскую 45-мм пушку 20-К и эту поделку обозвали ПТ САУ Carro de Combate M50
построен 1 штук.


В 1936 году для республиканского правительства Танковой Конструкторской Группой Барбастро был построен хитрый танк под названием Carro Barbastro или Tanque Barbastro. Толком об этой хрени ничего не известно, но вид внушае. Сохранилось две фотки поганого качества. Прототип построен скорее всего на базе трактора Benach, вооружение два 7-мм пулемета Hotchkiss


Еще 4 странных танка было построено в 1937 году построенных силами завода в Сан Садурни де Нойя. Назывались они Carro IGC Sadurni, и скорее всего являлись артиллерийскими тягачами, или даже бронированными тракторами, так как в их конструкции широко использовались детали все того же трактора Benach, но республиканцы гордо именовали их - танки.


Финляндия.
После фрицев горячие финские парни вторые по количеству и качеству издевательств над советской бронетехникой.
В 1939-44 годах финнам досталось довольно большое количество советских танков Т-37 и Т-38. Довольно быстро (йа-йа быстро два года всего) жители Суоми поняли, что боевая ценность этих бронетачанок равна нулю. Но просто порезать их на металл не позволяла врожденная скаредность и прижимистость. Потому сии танчеги были переделаны в ходовые макеты для обучения противотанкистов. На шасси Т-38 налепили из листов металла что-то напоминающее по силуэту либо Т-34, либо КВ-1. В финской армии они так и назывались Т-38-34 и Т-38-КВ. Что самое интересное, эти мутантики прослужили до 1961 года!
Вот эти бронеказявки:
Т-38-34

Т-38-КВ

Следующий девайс, плод противоестественного соития советского танка БТ-7 и английской 114-мм гаубицы QE Mk.II (114 Р18) обр. 1918 г. Причем на орудие пришлось еще и дульный тормоз замострячить. Всего таким макаром было переделано 18 машин, получивших у фиников название ВТ-42 (БТ-42). Эдакий мелкий КВ-2. На 1945 еще было на вооружении 10 самоходок данного типа. Остальные были потеряны в боях с советскими войсками в 1944 году в районе Выборга.
САУ БТ-42

Уничтоженная советскими войсками САУ БТ-42 район Выборга

Уничтоженная советскими войсками САУ БТ-42 в Выборге

Доставшаяся советским войскам в Выборге неповрежденная САУ БТ-42. Позднее эта машина испытывалась в Кубинке

Единственная уцелевшая САУ БТ-42, в экспозиции музея г. Парола

Гораздо менее известным оказался вариант переделки трофейных танков БТ-7 в бронетранспортеры. Такое решение было принято в марте 1943 года, когда устарелость остававшихся на вооружении финской армии быстроходных танков была очевидна. В мае того же года Генеральный штаб одобрил проект и последующую постройку 14 машин.
Первый прототип бронетранспортера, названного BT-43 (БТ-43), был готов к ноябрю 1943 года. С танка БТ-7 демонтировалась башня и вооружение, а на крыше корпуса монтировалась транспортная платформа с деревянным настилом. Были также установлены откидные борта для упрощения процесса загрузки и разгрузки машины. Ходовая часть и корпус изменений не претерпели. Сохранилась единственная фотография сего пипелаца

Еще у финнов было довольно много трофейных танков Т-26, которые также потеряли боевую ценность к середине ВМВ. Тогда финны влепили на один из танков такого типа 120-мм миномет Tampela 120 KRH 40, который в свою очередь являлся копией советского 120-мм миномета. Вот такой вот гибрид. Правда построили всего 1 штук, хотя изначально план был на 12 машин. Фото известно одно:
Генерал-майор финской армии Svanström, осматривает прототип тяжёлого самоходного миномёта. 25.07.44

Румыния
Доблестные румынские вояки в 1943 году решили: "а что мы лысые что ли?" у всех есть противотанковые САУ а у нас нет - обидно. И со всей энергией цыганской души взялись за постройку ПэТэхи, на базе своего танка R-2 ( в девичестве чешский LT vz.35). Соответствующий проект был представлен инженерами фирмы Leonida & Company из Бухареста в середине 1943 года. На шасси R-2 влепили рубку из 15-мм листов стали и советское орудие ЗИС-3. Эта бронебайда получила название Tun Anticar pe Afet Mobil R-2 (или сокращенно TACAM R-2). Выпущено около 20 штук. До наших дней сохранилось минимум два экземпляра.



В руки великих румынских военов попало в 1941-42 годах около 40 советских танков Т-60. В конце 1942 года их решено было переделать в противотанковые САУ. На корпус Т-60 поставили трофейное же советское орудие Ф-22, с П-образным щитом толщиной 15 мм. Таким образом в 1943 году было переделано 34 танка. ПТ САУ называлась Tun Anticar pe Afet Mobil T-60 (или сокращенно ТАСАМ Т-60)



Румынский "Хетцер" - Maresal
Прототип М-04 имел ходовую часть советского танка Т-60, двигло от французского Hotchkiss H-39, 75-мм противотанковую пушку Resita M1943 и корпус похожий на немецкую САУ "Хетцер". САУ вышла настолько удачной, что ей заинтересовались немцы вообще и пожиратель ковриков в частности. Гитлер даже дал распоряжение выделить немецких инженеров для доводки САУ. Прототип М-05 был странным симбиозом из элементов советского шасси, румынского корпуса, французского двигателя от танка Н-39, коробки передач и траков фирмы CKD, а также радиостанции Telefunken и немецкой оптики. Тем не менее конструкция была весьма удачной. Был выдан заказ на 1000 штук. Но тут завод нахрен разбомбили амеры с наглами. Потом Румыния сдалась и про САУ забыли.
В приемлемом качестве сохранилась 1 фотография прототипа М-05

Современные реконструкции внешнего облика разных прототипов САУ Maresal


Испания
Да, да испанцы ТОЖЕ строили танки!
Первенцем собственно испанского танкостроения было ВОТ ЭТО - легкий танк Trubia 75HP Serie A, очередная вариация на тему бессмертного "Рено" FT-17. Первый прототип танка Trubia был готов в 1926 году. После проведения испытаний на вооружение был принят улучшенный вариант, обозначавшийся как Modelo Trubia 75HP, tipo rapido, serie A, или более просто – Trubia A4 (так принято называть его в современных источниках). Вообще, он был получше "Рено", но темпы производства поражают: 1930 год - 1шт, 1931 - 1шт, 1934- еще 1. Таким образом вместе с прототипом выпущено аж 4 экземпляра.




В 1934 началось проектирование следующего легкого испанского танка известного сейчас как Trubia Naval. Выпускался он уже во время гражданской войны и состоял на вооружении республиканских сил. Выпущено от 12 до 24 штук. Причем известна машина аж под четырьмя названиями Trubia Modelo 1936, Landesa Modelo 1936 , или Trubia Naval или “Euzkadi”. Как минимум 9 машин захватили сторонники Франко. Испанские танкисты эти танки за небольшие размеры прозвали "игрушечные танки" ("tanques de juguete").




Уже во время войны военное руководство во главе с Ф.Франко одобрило планы постройки танков поддержки пехоты, оснащенных 20-мм пушкой, двигателем мощностью 100 л.с. и бронированием толщиной 30 мм. Одна из таких машин была построена в 1937 году и получила название C.C.I Tipo 1937 ("Carro de Combate de Infanteria" образца 1937 года). От итальянской танкетки L3 без изменений заимствовали ходовую часть, но доработали корпус. Модификация проводилась с целью установки одноместной башни с 20-мм пушкой Breda da 20/65 образца 1935 г., которая ранее устанавливалась на немецких танках Pz.I Ausf.A. В лобовой части корпуса оставили два 8-мм пулемета в установке от танкетки L3. "Бронирование" танка состояла из пластин хромо-никелевой стали, толщиной (предположительно) от 9 до 15 м. Вместо карбюраторного двигателя был установлен дизельный MAN мощностью 100 л.с. Построен 1 экземпляр.


В том же 1937 году был одобрен проект самоходной установки, разработанной на заводе SECN Sestao. В конструкции САУ предполагалось объединить более ранние наработки по легкому танка и советскую артсистему. На модернизированную ходовую часть танка C.C.I Tipo 1937 воткнули советскую 45-мм пушку 20-К и эту поделку обозвали ПТ САУ Carro de Combate M50
построен 1 штук.


В 1936 году для республиканского правительства Танковой Конструкторской Группой Барбастро был построен хитрый танк под названием Carro Barbastro или Tanque Barbastro. Толком об этой хрени ничего не известно, но вид внушае. Сохранилось две фотки поганого качества. Прототип построен скорее всего на базе трактора Benach, вооружение два 7-мм пулемета Hotchkiss


Еще 4 странных танка было построено в 1937 году построенных силами завода в Сан Садурни де Нойя. Назывались они Carro IGC Sadurni, и скорее всего являлись артиллерийскими тягачами, или даже бронированными тракторами, так как в их конструкции широко использовались детали все того же трактора Benach, но республиканцы гордо именовали их - танки.

