Ромащенко Юрий Сергеевич (Прометеюшка) (luciferushka) wrote,
Ромащенко Юрий Сергеевич (Прометеюшка)
luciferushka

Category:

Советские танки тридцатых годов. Методом проб и ошибок. Часть 3.2.

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Советские танки тридцатых годов. Методом проб и ошибок. Часть 3.2.
Продолжение вот этого поста http://mihalchuk-1974.livejournal.com/30198.html эта часть обзора посвящена легким танкам тридцатых годов.

Начнем с коннкурента Т-26. Танка отечественной разработки известного под индексом Т-19. Этот танк известен тем, что над ним трудились известные в последующем советские конструкторы.

Современный чертеж танка Т-19
pervye20
Разработка этой машины была поручена конструкторскому бюро орудийно-арсенального треста (КБ ОАТ), которому поставили срок сдачи проекта к 15 января 1930 г. Руководителем и ответственным за исполнение технического задания назначили конструктора С.А.Гинзбурга. Вместе с ним над проектом работали А. Микулин и В. Симский (силовая установка и ходовая часть), а также Д. Майдель (общая компоновка и башня) и П. Сячинтов (вооружение). Согласно техническому заданию вооружение Т-19 состояло из одной 40-мм пушки и двух 7,62-мм пулеметов ДТ, но поскольку орудие указанного калибра так и не было создано, его пришлось заменить на 37-мм полуавтоматическую пушку образца 1930 г. Разработали два варианта установки вооружения в новой конической башне. Первый из них был аналогичен Т-18 (установка пушки и пулемета раздельно), а второй предусматривал монтаж пушки и пулемета в общей маске.Для наблюдения за полем боя по-прежнему использовались смотровые щели, которые были защищены пуленепробиваемыми стеклами типа “Симплекс-Триплекс”. Танк должен был преодолевать рвы шириной 2 метра, вес не более 7300 кг, скорость не менее 30 км/ч по шоссе. Бронирование танка должно было защищать машину от пуль любого калибра и снарядов 37 мм пушки на расстоянии 1000 метров. Расчеты показали, что для этого танк должен иметь толщину брони 20 мм, но тогда он получался тяжелей 7,3 тонн. Тогда впервые в отечественном танкостроении, по предложению инженера М.И.Таршинова и С.А.Гинзбурга был предложен вариант с наклонным бронированием лобовых листов корпуса и башни. Это был первый советский танк с защитой от химического оружия. Военные постоянно меняли требования к машине.
Поэтому постройка опытного образца Т-19 началась в июне 1931 года. Прототип танка в основных узлах был готов к концу августа, а окончательная сборка была завершена только осенью 1931 г. Подобная задержка была вызвана огромной сложностью конструкции Т-19, которая была сравнима разве что с ТГ (“Танк Гротте”), и "капризностью" военных, требовавших, чтобы Т-19 был "и швец, и жнец и на дудке игрец".
На испытаниях, проведенных в конце 1931 - начале 1932 гг., прототип танка сопровождения показал неудовлетворительные результаты. За счет удлинения ходовой части удалось повысить его показатели по преодолению фортификационных сооружений и естественных препятствий, но в остальном Т-19 проявил себя не лучшим образом. Прежде всего, многокатковая ходовая часть оказалась слишком сложной в обслуживании, обладала низкой надежностью, а максимальная скорость танка составила всего 27 км\ч. Коническая башня так и не была получена, поэтому опытный образец танка был оснащен башней с серийного Т-18 образца 1930 года, на которой был расширен погон. Вооружение на Т-19 вообще не устанавливалось в виду неготовности нового 37-мм орудия. Вместе с тем, масса танка доходила до 8 тонн, а после заполнения танка полным комплектом оборудования и боезапасом она могла увеличиться ещё на несколько сотен килограмм. Но главное – по стоимости Т-19 был почти в три раза дороже легкого двухбашенного танка Т-26, производство которого в 1931 году наладили в Ленинграде. В такой ситуации работы над отечественным проектом решили свернуть в пользу более перспективного “англичанина”, хотя уже были построены два прототипа и элементы корпуса из литых деталей. Тем не менее, конструкторская бригада Гинзбурга не сдавалась.
Ещё 26 января 1931 года был утвержден проект модифицированного танка, известного как Т-19 “улучшенный”. Корпус, коническая башня и состав вооружения претерпели минимальные изменения, но ходовую часть полностью перепроектировали. Вместо сложного шасси “японского типа” танк получил “британскую” подвеску и опорные катки (как у Т-26). В результате полученного симбиоза получилась более дешевая боевая машина с чуть лучшим бронированием. В своем докладе Гинзбург отмечал, что модернизированный Т-19 будет обладать лучшими ТТХ, но уже в феврале 1931 года вышло постановление о принятии на вооружение Т-26 и БТ-2, которые могли с успехом выполнять те же задачи, что и Т-19. Так, проект был окончательно закрыт, а опытные образцы в скором времени разделали на металл.
Танк Т-19 на испытаниях
t19_2

pervye18
t19_1

Несмотря на провал первой попытки поставить танк Т-26 на колесно гусеничный ход (это танк КТ-26) попыток модернизации с целью улучшить Т-26 не бросали. Одной из машин, которые родились в результате этих работ стал танк Т-46.
Его проект был выполнен под руководством С. Гинзбурга. Ведущим конструктором танка стал В. Симский.
От своих предшественников танк отличался в первую голову двигателем. Конструкция танка предполагала установку в его моторно-силовом отделении либо дизель-мотора ДТ-4, либо бензинового МТ-4 мощностью 200 л.с. (180-210 л.с.) Проектирование этих двигателей велось на заводе им. Ворошилова. Они были одинаковы по габаритным размерам и креплению, поскольку предполагалась их взаимозамена.
Ожидалось, что покуда работы над дизелем продлятся несколько лет, конструкцию танка можно будет отрабатывать на бензомоторе, в создании которых у двигателистов был большой опыт.
Танк Т-46 на испытаниях
t-46003
0_91772_2526e979_orig
0_91771_50018442_orig

По компоновке танк Т-46 напоминал Т-26 с двигателем в корме и ведущими колесами переднего расположения. Но форма корпуса танка подверглась некоторым изменениям. Он был крупнее и нес более просторную башню, в которую можно было без изменений установить танковую пушку либо калибра 45-мм (танковая пушка 20К обр. 1932/34 гг.), либо 76-мм (танковая пушка ПС-3 обр. 1933 г.).
Опытный образец танка был построен в 1935 г., но оказался сильно перетяжелен. Его вес почти наполовину превысил положенные 10 т, и потому КПП и бортредуктора, спроектированные для него, уже не справлялись с возросшими нагрузками.Было принято решение по доработке танка, боевой вес которого разрешили поднять до 14-15 т. Продолжала работы над Т-46 (проекты №№ 46-1, 46-2, 46-3) конструкторская группа нового КБ Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова (бывшего ОКМО) под руководством О. Иванова, так как С. Гинзбург был отстранен приказом замнаркома вооружений М. Тухачевского.
При рассмотрении проектов Т-46 для постройки эталона был выбран проект № 46-3, который под индексом Т-46-1, постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., был принят на вооружение РККА. Эталон же танка был готов в ноябре 1936 г. Он прошел цикл дополнительных испытаний, и с декабря 1936 г. началось его серийное производство на заводе № 174 им. Ворошилова.
Этот вариант, по сравнению с прототипом Т-46, потяжелел еще больше. Его боевой вес составлял уже 17,5 т, что произошло во многом потому, что танк получил новый двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с., а также усиленную броню (толщина вертикальных листов брони теперь составляла 15 мм, а не 10-14, как прежде), вооружение дополнялось огнеметом пневматического типа с баком огне-смеси, танк получил усиленную трансмиссию. Танк весил 17,5 тонн, экипаж 4 человека, вооружение 45-мм пушка 20К, три 7,62- мм пулемета ДТ, огнемет КС-45, бронирование лоб корпуса - 22 мм, башня - 15-20 мм, борт - 15 мм, корма - 8 мм, днище - 8 мм.
"Серийный" танк Т-46-1
828b78ead9a2
Всего в ноябре – декабре 1936 г. заводом им. Ворошилова было изготовлено 4 серийных танка Т-46-1, которые поступили на войсковые испытания.Танки эксплуатировались в войсках больше года и показали себя очень хорошо. Их проходимость на колесном ходу была выше, чем у БТ, подвижность как на гусеницах, так и на колесах была сравнима с ПТ-1. Танки были легче в управлении, потребляли бензин 2-го сорта. Но…
После всесторонних испытаний серийных танков Т-46-1 начальник УММ с горечью констатировал, что «в результате доработки дешевого Т-26 к требованиям улучшения его подвижности, мы получили танк, догнавший по цене средний трехбашенный Т-28». С этим смириться, конечно, никто не мог. Выпуск танка Т-46-1 и все работы по нему в начале 1937 г. были прекращены.
В октябре 1941 года, когда немецкие воска вышли на ближние подступы к Москве, со складов и полигонов начали “вытаскивать” всю боеспособную технику. По всей видимости, к этому времени ни один из Т-46 не был в состоянии “на ходу” (скорее всего это был тот самый музейный экспонат), поэтому из них решили сделать бронированные огневые точки (БОТ). Имевшиеся Т-46 без ходовой части закопали по башню в землю, сохранив им весь комплект вооружения, но без огнемета. Один из таких БОТ был обнаружен несколько лет назад и тем демонстрируется в музее Великой Отечественной.
t46-1_museum1
t46-1_museum2

Как минимум два бронекорпуса Т-46 использовались под Ленинградом, один из них на рубежах КарУРа, а другой ( захвачен немцами южнее Ленинграда.
t46_dot_1
Еще один корпус был найден в 2006 году и передан музею БТиВ в подмосковной Кубинке.

В то время, как полным ходом велись работы над легким танком Т-46, который прочили в приемники устаревающего Т-26, в начале 1936 года известный советский конструктор С.А.Гинзбург выступил с инициативой создания более мощной боевой машины такого типа. В направленном им на имя начальника АБТУ донесении указывалось, что танки Т-26 и БТ-7, прототипы которых были созданы в конце 1920-х гг., уже не отвечают требованиям современной войны. Особо подчеркивалось, что в плане бронирования эти машины не способны выдержать обстрел даже мелкокалиберной артиллерии, в виду их крайне слабой защищенности. Более того, аналогичные танки зарубежных образцов имеют литые, либо сварные корпуса с наклонной броней и противоснарядным бронированием, что даёт им преимущества в бою. Гинзбург считал, что РККА нет необходимости иметь на вооружении два практически одинаковых танка, а создание танка Т-46 с противопульной броней является “полумерой”.
В начале 1937 года Гинзбург разработал проект танка Т-111 (“Объект 111”). Он также часто именуются как Т-46-5, хотя конструктивно эти машины отличались очень сильно и объединяло их только назначение. Едва появившись, проект был отложен на год, поскольку главный конструктор находился под следствием и не мог заниматься работой. Лишь зимой 1938 года, с приходом на должность начальника УММ РККА Д.Павлова, возобновляется дальнейшая разработка Т-111, правда требования к защищенности значительно изменяются – теперь танк должен был имел 60-мм броню. Опытный образец Т-111 был готов в апреле 1938 года.
Корпус Т-111 изготовлялся из листов катаной брони толщиной от 20 (крыша и днище) до 60 мм (лобовая часть). Слева в передней части корпуса размещался механик-водитель, справа находилась радиостанция.
За ними располагались места командира танка и заряжающего. В кормовой части был установлен дизельный двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с. Башня танка конической формы имела броню 50-60 мм. В её лобовом листе устанавливалась общая макса для 45-мм пушки 20К и спаренного с ней пулемета ДТ. Ещё один такой же пулемет находился в кормовой части башни.
t111_6
t111_10
t111_5
На испытаниях, проведенных весной-летом 1938 года, опытный образец Т-111 оставил двоякое впечатление. Было выяснено, что корпус и башня танка способны выдержать обстрел из 37-мм и 45-мм противотанковых орудий, а также из 76,2-мм полковой пушки образца 1927 г. По крайней мере, не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития брони или поражения жизненно важных агрегатов.
На ходовых испытаниях на полигоне НИБТ, где Т-111 предстояло поразить три неподвижные и одну подвижную цель, экипаж новой машины показал на 9 секунд лучшее время, чем Т-26-1 (будущий Т-26 образца 1939 года) и на 5 секунд лучше, чем БТ-7. При этом по проходимости Т-111 мало отличался от своих “конкурентов”.
Хуже дела обстояли с моторно-трансмиссионной группой. На предварительном этапе проектирования уже было ясно, что с имеющимся бронированием в запланированные 18 тонн уложиться будет невозможно, а после усиления брони боевой вес танка составил более 32 тонн. Для столь тяжелой машины мощности дизеля МТ-5 явно не хватало, что сразу сказалось на ходовых качествах танка. Помимо этого, трансмиссия была изначально рассчитана на гораздо меньший вес.
Устранить эти недостатки так и не удалось. Более мощный двигатель ДТМ-8 (400 л.с.) завод-изготовитель №185 довести не смог, а на радикальную переработку трансмиссии времени не оставалось. Вместе с тем, в начале 1939 году начальник АБТУ распорядился построить установочную серию Т-111 для войсковых испытаний. Заказ передали всё тому же заводу №185, однако к тому времени процесс изготовления корпуса танка посчитали низкотехнологичным, а вооружение – слишком слабым. В конечном итоге от дальнейшей постройки Т-111 отказались в пользу более совершенных проектов, одним из которых был Т-126(СП), а единственный образец был отправлен в музей БТТ в Кубинке.
t111_1
t111_9
t111_7


Дальнейшая судьба Т-111 остаётся неясной, но согласно отчету сделанному в апреле 1941 года этот танк все ещё находился в экспозиции музея.





В конце концов наступил момент, когда стало понятно, что самый массовый танк РККА Т-26 устарел. С 1936 года ведутся судоржные работы по его модернизации одним из решений по переделке Т-26 в более современный танк был легкий танк Т-25 \ СТЗ-24. В 1937 году КБ Сталинградского Тракторного Завода на рассмотрение АБТУ был подан проект модифицированного Т-26 с усиленным бронированием на колесно-гусеничном ходу, но с сохранением силовой установки и коробки передач от серийного танка. По заводскому реестру эта разработка проходила под обозначением СТЗ-24. Военная комиссия рассмотрела проект, подвергнув его разгромной критике, однако спустя год к “сталинградскому варианту” пришлось вернуться.
Танк Т-25 на испытаниях 1939 год.
260611_t46_17-640x434
t-25_2
t-25_1

Выпущенный в начале 1939 года прототип танка СТЗ-24, которому был присвоен войсковой индекс Т-25, сохранил множество черт серийной машины. От Т-26 образца 1938 года заимствовалась кормовая часть корпуса, коническая башня, двигатель типа Т-26 мощностью 97 л.с., 6-скоростная КПП и ряд элементов трансмиссии. Однако носовая часть корпуса и подбашенная коробка были сильно изменены. Танк получил верхний броневой лист толщиной 16 мм установленный под большим углом наклона и нижний лист толщиной 24 мм. Подбашенная коробка имела чуть меньшую высоту и собиралась из листов 20 мм брони. Таким образом, по бронезащите Т-25 превосходил серийный Т-26, хотя в первоначальном проекте предусматривалось лобовое бронирование до 30 мм.
Впрочем, главным отличием Т-25 была его ходовая часть, за счет которой сталинградцы хотели получить существенное улучшение ходовых данных. Она состояла из 4-х обрезиненных опорных катков на борт с одним поддерживающим роликом и ведущим колесом переднего расположения. Свечная балансирная подвеска танка, выполненная по явной аналогии с БТ, была вынесена наружу бронекорпуса. Такой приём оказался ошибочным, но узнали об этом только во время испытаний.На полигон НИБТ прототип Т-25 поступил в сентябре 1939 года.
Танк Т-25 испытывают на проходимость. 1939 год
t-25_3
Поскольку при его создании использовался все тот же двигатель от Т-26, динамические качества потяжелевшей машины оказались намного хуже. Танк ломался, застревал, быд медленным и в итоге у него загорелся мотор. В общем на вооружение его не приняли, а то опытный танк Т-25 был разобран на метал до начала войны.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments