Ромащенко Юрий Сергеевич (Прометеюшка) (luciferushka) wrote,
Ромащенко Юрий Сергеевич (Прометеюшка)
luciferushka

Как разбился рейс Ставрополь - Трабзон

Оригинал взят у stav26 в Как разбился рейс Ставрополь - Трабзон
Оригинал взят у parxis в История одной авиакатастрофы. Как разбился рейс Ставрополь - Трабзон

Крушение Ан-24 под Черкесском в 1997 году стало первой крупной авиакатастрофой в истории современной ставропольской авиации.

Именно с неё начался закат "Ставропольской акционерной авиакомпании", некогда одного из крупнейших авиаперевозчиков Юга России.

После развала Советского Союза началась приватизация авиационной отрасли и многие авиаотряды отколовшись от материнского "Аэрофлота" стали самостоятельными авикомпаниями. Так, Минераловодский объёдинённый авиаотряд стал авиакомпанией "Кавминводыавиа", а авиаотряд из столицы края стал "Ставропольской акционерной авиакомпанией" (СААК). В 90-е годы самолёты СААК помимо обязательных полётов в Москву и Санкт -Петербург, выполняли из аэропорта Ставрополя рейсы в Новосибирск, Магадан, Петропавловск-Камчатский. Были рейсы и Армению, Грузию, Украину, Италию, Грецию, ОАЭ, Китай и даже в Южную Корею и Индию.

Однако самыми популярными были полёты из Ставрполя в Турцию. Только в Стамбул и Трабзон выполнялось по нескольку рейсов в неделю. В основном летали по этому направлению челноки, закупавшие в Турции шмотьё, чтобы за тысячи профита продать его на рынках города и края.


18 марта 1997 года экипаж самолёта Ан-24 с бортовым номером RA-46516 готовился к рейсу SVL-1023 по маршруту Ставрополь - Трабзон. Взяв на борт 41 пассажира и 3 техников для обслуживания в аэропорту Трабзона, в 09.30 по местному времени, самолёт оторвался от ВПП ставропольского аэропорта. Маршрут воздушного суда проходил над территорией Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Грузии и Турции. Выйдя к Чёрному морю, находясь в грузинском воздушном пространстве, Ан-24 должен был продолжать полёт вдоль побережья и совершить посадку в Трабзоне.

1. Фотографий борта RA-46516 не сохранилось, поэтому вот снимок Ан-24, аналогичного разбившемуся.



Через 7 минут после взлёта самолёт занял высоту 2700 метров.
После этого борт был передан диспетчеру минераловодского аэропорта, который должен был вести его дальше. Следуя по маршруту, Ан-24 поднялся до эшелона 180 (6000 метров), на котором и должен был продолжать полёт вплоть до снижения в районе Трабзона. Впереди по маршруту следования самолёта ожидался сильный ветер, а на высотах от 5000 до 7000 метров так и вовсе сильная турбулентность.

В 10.03, когда Ан-24 летел над территорией КЧР, на высоте 6000 метров и на скорости 480 км / ч началось разрушение самолёта. Сперва от фюзеляжа оторвалось несколько кусков по бортам и по днищу, а потом оторвалась хвостовая часть. После этого самолёт сильно накренился влево и перешёл в пикирование . В 10.03.42 основная часть фюзеляжа самолёта с кабиной пилотов, пассажирским салоном и крыльями на скорости 90 метров в секунду врезалась в землю на восточной окраине города Черкесска . На месте крушения возник пожар. Из 50 человек, находившихся на борту, выжить не удалось никому.

2. Оторвавшийся хвост самолёта.



Тем временем диспетчер аэропорта Минеральных Вод увидел, как метка Ан-24 погасла на экране радара.
Вместо неё на радаре появились две метки, которые периодически исчезали и загорались вновь. На протяжении нескольких минут диспетчер пытался вызвать борт, однако тот не отвечал. В 10.18 была поднята тревога.

Пока в Ставрополе готовили к вылету вертолёт с аварийно-спасательной командой, в 10.48 позвонили из милиции Черкесска. Дежурный милиционер рассказал, что неподалёку от города упал и загорелся самолёт. В 11.51 на место крушения прибыл вертолёт Ми-8 авиации пограничных войск, а в 12.13 прилетел ещё один поисковый вертолёт, принадлежащий "СААК".

Горящие обломки самолёта были разбросаны на площади 10,4х2,5 км . Кусок нижней части фюзеляжа обнаружили в районе посёлка Пригородное, в 2,5 километрах от него был найден хвост самолёта. Основная часть фюзеляжа с пассажирским салоном, крыльями и двигателями упала в лесополосе, в нескольких сотнях метров от улицы Шоссейной, напротив того места, где сейчас стоит автозавод Derways.


3. Видеозапись с места крушения. Ролик содержит кадры, которые кому-то могут показаться нелицеприятными. Поэтому, если вы беременная девушка до 18 лет - лучше посмотрите что-нибудь другое.



По расположению обломков сразу стало понятно, что самолёт разрушился в воздухе, потеряв хвост. Версии взрыва на борту и поражения самолёты ракетой комиссия быстро отмела . Исходя из анализа обломков эксперты сосредоточились на версии с произвольным разрушением борта . Более того, на обломках были обнаружены следы коррозии. Так как самолётам несвойственно отбрасывать во время хвосты полёта, комиссия подняла всю техническую документацию, в частности сведения о ранее проведённых ремонтах.

4. Карта места крушения. Цифрами обозначены: 1 - место падения основной части фюзеляжа, 2 - место падения хвоста с килем и рулями высоты, 3 - место падения куска нижней части фюзеляжа.


Ан-24 с бортовым номером RA-46516 был выпущен в 1973 году. 18 лет Спустя, в 1991 году самолёт прошёл очередной ремонт, который продлил срок его службы ещё на 5 лет эксплуатации. В 1994 году борт был переведён в Африку, где эксплуатировался на протяжении 16 месяцев. В начале 1996 года Ан-24 вернулся в Ставрополь, где ему дважды продлили ресурс: в январе и в августе.

Пока в самолёт летал в Африке, под днищем в районе туалета и буфета скапливались всяческие жидкости и прочие говна. Атмосферный конденсат тоже сыграл свою роль. Происходи дело в России, дело могло сложиться иначе, однако в условиях жаркого африканского климата и без соответствущей обработки , коррозия начала быстро разъедать элементы конструкции самолёта, скрытые от глаз обшивкой. Коррозию заметили во время очередного ремонта, однако вместо того, чтобы принять хоть какие-то меры, поражённые участки просто закрасили. А на трещины, которые уже начали проявляться, наложили ремонтные накладки!

К моменту катастрофы, в хвостовой части фюзеляжа было 7 крупных трещин, длиной от 1 до 3,3 сантиметров. Под действием нагрузок, которые самолёт испытывает во время полёта, перемычка между ними не выдержала и сломалась. Трещины быстро распространились вдоль и поперёк фюзеляжа, пока не встретились у входной двери по левому борту. Сразу после этого самолёт начал разрушаться.

5. Схема Самолета Ан-24. Красным отмечена очаговая зона, с которой началось разрушение.



Этой авиакатастрофы можно было бы избежать, если бы Ан-24 в Африке должны образом проходит антикоррозийную обработку. Или если бы вовремя была замечена течь в туалете. Или если бы во время ремонта на поражённые коррозией участки обратили бы должное внимание, а не закрышивали бы их. Ничего из этих простых пунктов сделано не было, за что и заплатили своими жизнями члены экипажа и пассажиры рейса 1023.

Крушение Ан-24 под Черкесском стало началом конца для "Ставропольской акционерной авиакомпании". Спустя 3 года сертификат эксплуатанта у авиаперевозчика был аннулирован и он прекратил полёты.

По материалам сайта airdisaster.ru
Фотографии: baaa-acro.com, worldavia.net




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments